Новый Закон Республики Таджикистан «О периодической печати и других средствах массовой информации» был подписан Президентом страны Эмомали Рахмоном 19 марта 2013 года и тем самым, согласно нормам закона, действующий Закон Республики Таджикистан «О печати и других средствах массовой информации» от 12 июня 1990 года утратило свою юридическую силу.
Закон Республики Таджикистан «О периодической печати и других средствах массовой информации» устанавливает организационно-правовые основы деятельности периодической печати и других средств массовой информации, так же устанавливает государственные гарантии их свободы и регулирует отношения, связанные с ними.
По мнению медиаэкспертов, в новом принятом законе есть позитивные стороны для деятельности журналистов. Например, в новой редакции, по рекомендациям медиасообщества, вопросы регулирующие интернет-медиа и социальные сети не регулируется Законом о СМИ. В статье 3 нового принятого Закона декларируется свобода СМИ и запрет цензуры и привлечение за критику. В статье 23 нового принятого Закона взяты во внимание рекомендации медиа НПО, где включены такие нормы как сокращение сроков предоставления информации государственными органами, организациями и их должностными лицами по запросам журналистов и редакций СМИ до трех рабочих дней.
Нормы Закона «О печати и других средств массовой информации», утративших силу, для предоставления информации государственными органами, организациями и их должностными лицами по запросам журналистов и редакций СМИ требовалось от 30 до 45 дней. Действительно сокращение срока это позитив в области доступа к информации.
А как же данная норма Закона действует на практике? Прошёл почти год со дня принятия нового проекта Закона «О периодической печати и средств массовой информации» и есть несколько претендентов, где по письменному обращению СМИ нормы данного закона были нарушены. Один из таких случаев обращения еженедельного печатного издания «Азия плюс», в Комитет по телевидению и радио в сентябре 2013 года, где государственный орган проигнорировал обращения СМИ нарушив статью 23 Закона «О периодической печати и средств массовой информации». В связи с этим в октябре месяце в данной газете была опубликована статья по заголовком «Комитет по телевидению и радио вне закона».
В соответствии с международным правом свобода информации, в том числе право доступа к информации, которой располагают государственные органы, гарантируется как один из аспектов свободы выражения мнения. В меморандуме «Артикль 19» к проекту Закона Республики Казахстан «О средствах массовой информации» 2006 года было подчеркнуто, что «Любые ограничения свободы информации, например, в целях охраны государственной безопасности или неприкосновенности частной жизни должны иметь узкое толкование и убедительное обоснование как необходимые в демократическом обществе».
Эксперты подчеркивают, что Закон должен предусматривать следующие гарантии реализации права на доступ к информации:
— государственные органы, организации и их должностные лица, передавая необходимую информацию средствам массовой информации, предоставляют благоприятные условия для ознакомления с документами (пункт 2 статьи 23);
— государственные органы, организации и их должностные лица «обязаны ответить на необходимую официальную, информационную, критические и аналитические материалы СМИ, не требующие дополнительного изучения» в течение трех дней с момента обращения или распространения информации (пункт 3 статьи 23);
— государственными органами, организациями и их должностными лицами «безотлагательно предоставляется срочная информация, имеющая общественное значение» (пункт 3 статьи 23);
— руководители государственных органов и организаций «обязаны через соответствующее СМИ ответить на критический и аналитический материал, связанный с их деятельностью и требующие дополнительного изучения» в течение двух недель с момента распространения (пункт 4 статьи 23);
— возможность судебного обжалования действия (бездействия) государственного органа и должностных лиц в случае неправомерного отказа или нарушение сроков предоставления информации (пункт 5 статьи 23);
— установление причин и сроков уведомления об отказе в предоставлении запрашиваемой информации (пункт 1 статьи 24);
— возможность отсрочки в предоставлении информации в случае, если «предоставление требуемых сведений невозможно в течение трех дней» (пункт 2 статьи 24).
Международная правозащитная организация «Артикль19» опубликовала ключевой нормативный документ на эту тему — «Право населения на информацию: законодательство о принципах свободы выражения мнения». Эта работа получила одобрение Специального докладчика Организации Объединенных Наций по вопросу о праве на свободное выражение мнения в его Ежегодном докладе за 2000 год. В нем рассматривается ряд принципов, которые можно суммировать следующим образом:
Максимальное раскрытие информации: В законодательстве о свободе информации руководящим должен быть принцип максимального раскрытия информации.
Обязательство опубликования: На государственные органы должно быть возложено обязательство публиковать важную информацию по собственной инициативе.
Содействие открытости государственной власти: Государственные органы должны активно содействовать обеспечению открытости государственной власти.
Ограниченные пределы изъятий: Изъятия должны быть четко и конкретно прописаны и подлежать строгой проверке на соответствие критериям «нанесение вреда» и «общественные интересы».
Механизмы упрощения доступа: Запросы о предоставлении информации должны обрабатываться быстро и беспристрастно, при этом любой отказ в раскрытии информации должен подлежать обжалованию в независимом органе.
Затраты: Затраты не должны быть настолько чрезмерными, чтобы удерживать физических лиц от обращения с запросом о предоставлении информации.
Открытые заседания: Заседания государственных органов должны быть открытыми для общественности.
Приоритет принципа раскрытия информации: Законы, не отвечающие принципу максимального раскрытия информации, подлежат изменению или аннулированию.
Защита информаторов: Информаторам — лицам, предоставляющим сведения о злоупотреблениях, — должна быть гарантирована защита от любых правовых, административных или служебных санкций.
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Представители по вопросам свободы СМИ считают, что наряду с позитивными сторонами, вновь принятый закон имеет положения, которые формально нарушают международные стандарты в области свободы выражения мнения, могут быть расценены как ухудшающие положение журналистов и СМИ в Таджикистане, а также как нарушающие позитивные обязательства государства-участника Международного Пакта о Гражданских и Политических Правах по обеспечению, уважению и защите права на свободное выражение мнения, включая право на свободу слова, свободу деятельности СМИ и доступа к информации.
В отношении процедуры запроса информации от государственных органов, организаций и их должностных лиц рекомендуют:
— дополнить статью 23 закона положением, определяющим, то что журналисты и редакции СМИ имеют право запрашивать информацию в любой форме (устно, письменно, электронной почтой, факсом и т.д.);
— дополнить статью 24 нормой, согласно которой госорганы могут применить однократную отсрочку в предоставлении информации по запросу редакции СМИ, и установить максимальный срок отсрочки, примерно 10 дней;
— дополнить статью 24 нормой, согласно которой госорганы обязаны перенаправить другому государственному органу власти запрос редакции СМИ о предоставлении информации, в случае если запрашиваемая информация находиться вне компетенции первого получателя. Установить сроки, в течение пяти рабочих дней о том, что запрос направлен в другой государственный орган власти по компетенции;
Действительно замечание существенные и требуют внесения изменения и дополнения в новый принятый Закон «О периодической печати и средств массовой информации». Но так же, нужны прецеденты судебных споров по доступу к информации. В Таджикистане нет случая, где СМИ обратились бы в судебные органы для восстановления справедливости по доступу к информации. Для уполномоченных органов отказавших в информации в административном и уголовном Кодексе существуют санкции, по которым можно обвинить уполномоченный орган. Для этого нужно иметь зарегистрированную копию обращения приложенному в исковое заявление, как факт вашего обращения. С привлечением к административной или уголовной ответственности и публикацией судебного приговора через СМИ заставить уполномоченные органы более ответственней относится к своим служебным полномочиям.
Юрист ОО «Хома» Ятимов Ранжет