Необходимость правового регулирования статуса публичных фигур (публичных лиц) в Республике Таджикистан

0
772

Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также Конституция Республики Таджикистан   наделяют  каждого  правом  на  свободу  слова. Свобода слова выступает в качестве дополнительного и эффективного механизма общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, формирует морально-нравственные и ценностные ориентиры общества. Поскольку средства массовой информации являются прогрессивной информационной силой общества и именно они обеспечивают информационную связь между государством и гражданами, несомненно, они подготавливают и распространяют информацию и готовят репортажи о различных сферах общественной жизни. В этом контексте, в современном этапе  информация о публичных фигурах приобретает особую актуальность.

Понятие «публичная фигура» (публичное лицо) введено Европейским Судом по правам человека и носит обобщающий характер. Европейский Суд устанавливает, что публичные лица должны испытывать повышенную терпимость к критике в свой адрес, если они и их решения являются важными для населения страны, региона или даже маленького городка.

Следует напомнить, что в действующем законодательстве Республики Таджикистан вопрос о правовом статусе публичных лиц не урегулирован. В Гражданском кодексе Республики Таджикистан, в Законе Республики Таджикистан «О периодической печати и других средств массовой информации», а также в других законодательных актах в области средств массовой информации   понятие «публичное лицо» не предусмотрено. Хотя в действующем законодательстве Республики Таджикистан понятие публичной фигуры не урегулировано, однако в некоторых  других актах, которые не имеют силу закона, косвенно упоминается о публичных фигурах. В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Республики Таджикистан «О практике применения судами законодательства о защите чести, достоинства и деловой репутации граждан и юридических лиц» за №7 от 23 декабря 2011 года предусмотрено, что государственные должностные лица могут быть подвержены критике в средствах массовой информации касательно способа и вида своей деятельности, поскольку это необходимо для обеспечения прозрачности и исполнения их полномочий. В пункте 6 Этических норм журналистской деятельности в Республике Таджикистан предусмотрено, что  допускается публикация в СМИ эпизодов из частной жизни людей, являющихся общественными деятелями. Во второй части данной нормы содержится информация об особых случаях отражения эпизодов частной жизни публичных лиц (лиц, деятельность которых имеет социальное и общественное значение). Эпизоды частной жизни публичных лиц могут быть опубликованы в средствах массовой информации. В зависимости от важности их общественного участия в жизни общества, средства массовые информации и журналисты могут опубликовать частные моменты (эпизоды) жизни вышеназванных людей.

Необходимо подчеркнуть, что в законодательстве некоторых стран правовой статус публичных фигур определён на законодательном уровне. Примером могут, служит законы Грузии и Литовской Республики. 

В статье 1 Закона Республики Грузии «О свободе слова и выражения мнения» от 24 мая 2004 году определенно понятие «публичное лицо» согласно требованию, которому публичное лицо — должностное лицо, определенное в статье 2 Закона Грузии «О конфликте интересов и коррупции в государственной службе»; лицо, мнение и решения которого значительно влияют на общественную жизнь; лицо, привлекающее внимание общества к определенным темам в связи с совершением им определенных действий. Аналогичное определение предусмотрено в статьи 1 Закона Литовской  Республики «Об общественной информации»  от 2- го июля  1996 года, согласно требованию которого,  публичное лицо – государственный политик, судья, государственное должностное лицо или должностное лицо самоуправления, глава политической партии и (или) ассоциации, который по занимаемой должности или по характеру своей работы принимает постоянное участие в государственной или общественной деятельности, либо другое лицо, если оно обладает полномочиями публичного администрирования либо осуществляет администрирование предоставления публичных услуг, или если его постоянная деятельность имеет значение для общественных дел.

На основании вышеизложенного, рекомендуем на законодательном уровне Республики Таджикистан урегулировать статус публичных фигур (публичных лиц). В  качестве  варианта  решения  данной  задачи  предлагаем  рассмотреть  возможность  разработки  отдельного  законопроекта, регулирующего  правовой  статус  публичных фигур,  в  котором  следует  заложить  нормы, образующие  в  полном  объеме  международные  стандарты  свободы  слова,  касающиеся  деятельность публичных лиц.    

Шарипов Максуд. Адвокат. Член Союза адвокатов Республики Таджикистан.