Анализ правоприменительной практики Республики Таджикистан в области доступа к судебной информации и правового регулирования статуса публичных лиц.

0
3539

Роль и место средства массовой информации в демократическом обществе и в правовом государстве являются значимыми и основополагающими, так как во многом от них зависит информационное взаимодействие правительства и народа. Свобода слова, свобода информации и свобода средств массовой информации являются основами любого демократического государства и гражданского общества. Свободная, независимая СМИ относится к важнейшим институтам демократического общества. Пресса несёт особую ответственность за то, чтобы различные взгляды нашли свое выражение. Пресса должна отстаивать принципы свободы слова, свободы печати и гласности. Она не может отступать под давлением тех лиц, которые пытаются воспрепятствовать открытым дебатам, свободному распространению информации и свободному доступу к ее источникам. Именно поэтому, в демократических странах, где главенствуют нормы права и справедливости, необходима чёткая, ясная, современная и отвечающая требованиям международно — правовых норм нормативная правовая база, регулирующая деятельность средств массовой информации.

Вопросы доступа к информации о деятельности органов судебной власти, неразрывно связанные с проблемами взаимодействия судов и средств массовой информации находятся в центре внимания журналистов и гражданского общества Республики Таджикистан уже несколько лет.

Правоприменительная практика Республики Таджикистан за последние пятнадцать лет показывает, что в сфере доступа журналистов и представителей средств массовой информации к судебной информации   имеются много трудностей и препятствий. Существующие проблемы взаимодействия судов с представителями средств массовой информации, неразрешенность ряда вопросов приводят к тому, что между представителями журналистского и судейского сообществ складываются напряженные отношения, осложненные разностью коммуникативных ориентаций и коммуникативных стратегий. Следует подчеркнуть, что в какой-то мере требует действительность, широкого и эффективного взаимодействия судов и средств массовой информации не происходит, а практическая реализация принципа гласности судопроизводства далеко не безупречна.

На наш взгляд, судам надлежит создавать необходимые условия для всевозможного доступа к судебной информации для всех граждан, организаций, общественных объединений, журналистов и представителей средств массовой информации. Также мы полагаем, что судам необходимо активизировать работу пресс-служб судов, необходимо организовать их работу в надлежащем уровне. Необходимо на законодательном уровне четко прописывать обязанности сотрудников пресс-служб по предоставлению законной информации журналистам и представителям средств массовой информации. Так, пресс-секретарям надлежит самим принимать меры по оповещению журналистов о предстоящих слушаниях по громким делам, по собственной инициативе публиковать или рассылать сведения о вступивших в силу решениях по общественно важным делам. Для решения вышеназванных вопросов, необходимо законодательно регулировать вопросы, связанные с доступа журналистов к судебной информации.

Мы считаем, что  основными принципами  доступа  журналистов  к  судебной  информации должны быть открытость и доступность информации о деятельности судов, достоверность информации о деятельности судов и своевременность ее предоставления представителям СМИ,  свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности судов любым законным способом, соблюдение прав и законных интересов участников судебного процесса при предоставлении информации о деятельности судов,  невмешательство в осуществление правосудия при предоставлении информации о деятельности судов. Мы убеждены, что открытость и гласность судопроизводства, своевременное, квалифицированное, объективное информирование общества о деятельности судов способствуют повышению уровня правовой осведомленности о судоустройстве и судопроизводстве, являются гарантией справедливого судебного разбирательства, а также обеспечивают общественный контроль за функционированием судебной власти. Основными принципами взаимодействия судов и СМИ в контексте разрешения проблемы доступа к информации о судебной деятельности является объективное, достоверное и оперативное информирование населения о деятельности судов. Наряду с вышеназванными обстоятельствами, мы убеждены, что изменение вектора взаимодействия судов со средств массовой информации, иллюстрация положительных примеров судебной практики, совместная работа над тем, чтобы сделать логику суда понятной, а его решения доступными для восприятия населения, — необходимые шаги на пути более объективного и квалифицированного освещения в средствах массовой информации вопросов деятельности суда

На наш взгляд отсутствие законодательного акта, регулирующий вопросы доступа журналистов к судебной информации, является одним из основных проблем в сфере информационного пространства. На наш взгляд, предоставление судами информации о своей деятельности по запросам редакций, если такие отношения не урегулированы законодательством о средствах массовой информации, должно осуществляется в соответствии с законом о доступе к судебной информации. Отношения, связанные с обеспечением доступа журналистов к информации о деятельности судов необходимо регулировать в отдельном законе.  На основании вышеизложенного, соответствующим   государственным органам, имеющие законодательные инициативы рекомендуем разработать, и принят Закон РТ «О доступе журналистов и средств массовой информации к судебной информации».

Следующим важным вопросом является правовое регулирование статуса публичных лиц в информационном пространстве. В настоящее время многие международные организации и органы государственной власти различных стран признают публичных должностных лиц или, как еще их называют, политически значимых лиц в качестве одного из основных субъектов информационного пространства, однако, этот вопрос по-прежнему не нашёл законодательного закрепления.

Прежде всего, следует констатировать, что понятие «публичное лицо» имеет большое значение при рассмотрении дел о защите права на частную жизнь, а также дел относительно свободы высказывания и защиты чести, достоинства, деловой репутации с участием журналистов и представителей средств массовой информации. Деятельность публичных лиц, к которым относятся лица, занимающие государственные должности и/или пользующиеся государственными ресурсами, а также все те, кто играет определенную роль в общественной жизни, довольно часто являются предметом обсуждений в обществе, а потому и информация, распространенная относительно данных лиц, может быть довольно разной. В связи с этим, особую сложность вызывает рассмотрение дел о защите чести, достоинства и деловой репутации лиц, осуществляющих публичные функции. С другой стороны, одним из критериев необходимости правового регулирования статуса публичных лиц заключается в том, что   публичное лицо должно испытывать повышенную терпимость к критическим замечаниям в свой адрес. Критика деятельности лиц, осуществляющих публичные функции в средствах массовой информации, допустима в более широких пределах, чем в отношении частных лиц.

 Необходимо напомнить, что понятие «публичной фигуры» введено Европейским Судом по правам человека и носит обобщающий характер. Понять, какие именно люди попадают в указанную категорию, можно лишь, проанализировав суть и природу деятельности публичных лиц.  Резолюция 1165 (1998) Парламентской Ассамблеи Совета Европы о праве на неприкосновенность личной жизни указывает, что «публичными фигурами являются те лица, которые занимают государственную должность и (или) пользуются государственными ресурсами, а также все те, кто играет определенную роль в общественной жизни, будь то в области политики, экономики, искусства, социальной сфере, спорте или в любой иной области».

В действующих законодательных актах Республики Таджикистан   в области средств массовой информации понятие «публичное лицо» не предусмотрено. Следует подчеркнуть, что в законодательстве некоторых бывших советских республиках правовой статус публичных фигур регулировано на законодательном уровне, например, статья 1 Закона Республики Грузии «О свободе слова и выражения мнения» от 24 мая 2004 году, статья 1 Закона Литовской Республики «Об общественной информации» от 2- ое июля 1996 году.

Таким образом, публичное лицо –  это государственный политик, судья, государственное должностное лицо или должностное лицо самоуправления, глава политической партии и (или) ассоциации, который по занимаемой должности или по характеру своей работы принимает постоянное участие в государственной или общественной деятельности, либо другое лицо, если оно обладает полномочиями публичного администрирования либо осуществляет администрирование предоставления публичных услуг, или если его постоянная деятельность имеет значение для общественных дел. На наш взгляд, законодательное регулирование статуса публичных лиц способствует укреплению свободы слова, обеспечивает гласность в обществе и способствует исполнении международных стандартов в области средств массовой информации.  На основании вышеизложенного, рекомендуем на законодательном уровне Республики Таджикистан регулировать статус публичных фигур (публичных лиц).  Рекомендуем рассматривать вопрос о внесении изменение и дополнение в Закон Республики Таджикистан «О периодической печати и других средствах массовой информации» от 19 марта 2013 году и в Закон Республики Таджикистан «Об информации» от 10 мая 2002 году касательно правового статуса публичных лиц (публичных фигур) и особенности распространения информации о деятельности публичных лиц  (публичных фигур).

Иноят Иноятов. Адвокат. Медиа юрист.